Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Красна птица пеньем, а человек ученьем.

Покровский женский монастырь с. Мендяны Курмышский уезд Симбирской губернии.

Назад

В 1870г. симбирский губернатор взял под своё покровительство вновь образованную общину, а в 1872г. было окончательно решено её переселение из Пильны в Медяну. Медянские помещики оказали этому большую практическую поддержку.

Крупные суммы денег вносились помещиками в монастырь, хозяйство росло и богатело, людской состав увеличивался. Было возбуждено ходатайство об официальном признании монастыря.

18 сентября 1877г. монастырь был утверждён царём и синодом с названием «Покровский монастырь». Название «Покровский» было дано ещё до 1868г. настоятелем Некрасовым. Он в одном из своих посланий писал: «Изливаю чувства свои в праздник Покрова, то и желаю, да ваша келийка отседе именуется Покровская».

Игуменья монастыря Ольнева Дарья Егоровна стала называться матушкой Ксенией. Под воздействием отца Авраамия Ксения приобрела все качества фанатика, изувера и ханжи, стала беспощадной ко всем монахиням.

В монастыре был введён жесточайший режим, который убивал в человеке всё человеческое, не позволял монахиням мыслить, мечтать, думать. В них воспитывалось убеждения раба. Об этом говорят хотя бы такие примеры. Рабочий день длился 12-15 часов, 3-4 часа были заняты на молитвах и только 5-6 часов отводились на сон.

Монахини должны были вести аскетическую жизнь по установленным церковным правилам, не думать о земном. Было до крайности урезано питание. Хлеб выпекался обязательно кислым, мясо из употребления исключалось, иногда употреблялась солёная рыба, как правило всегда варились щи из квашеной капусты.

Но среди равных по духу «сестёр божьих» имелась во главе с игуменьей привилегированная группа. Они не боялись греха, не признавали никаких постов, не соблюдали правил монашеской жизни, иногда позволяли совершенно непозволительное для монахинь поведение. Не случайно настоятель монастыря отец Аврамий предупреждал игуменью Ксению: «Никого к себе в келию не пускай, даже священника, кроме меня».

В результате «отречения» от жизни земной духовные сёстры медянского монастыря через тайную квартиру в с. Княжихе отправили в Нижегородский детский приют 3-4 ребёнка в год.

В монастыре внешне был образцовый порядок, а на самом деле бытовало вопиющее неравенство и произвол, поддерживаемые урядником, губернатором и царём.

К 1900 г. в монастыре насчитывалось 172 монахини. Среди них были люди, пережившие страшные душевные трагедии в своей жизни. Под впечатлением переживаний они были обмануты и запрятаны за высокие стены монастыря. Прожив 1-2 года, увидев произвол и насилие, некоторые монахини не могли выдержать всего этого и бежали из монастыря. Но осуществить это до конца было невозможно. Об этом говорит хотя бы такой факт. В 1897г. молодая монахиня тайно ушла из монастыря в надежде больше никогда в него не возвращаться. О бегстве было заявлено симбирскому губернатору, который через полицию вернул монахиню в монастырь.

Чтобы не было повадно другим, «беглянка» была наказана. Ночью, в 12 часов, «на грани добра и зла», как говорят религиозники, при отсутствии света привели непослушную в монастырскую церковь, поставили на колени, обставив вокруг неё свечи. Сзади стояли в гробовом молчании все монахини, а впереди игуменья читала проповедь проклятия. После этой церемонии объявили, что она 7 недель будет сидеть в келье под особым надзором.

Через год эта монахиня ушла вторично, но опять её разыскали и привели, сурово наказали. Также ночью привели её в монастырскую церковь, в присутствии всех положили живую в гроб, края которого были обставлены свечами и совершили погребальную церемонию. Игуменья огласила проклятия, подошла ко гробу и плюнула в лицо несчастной, а потом было приказано всем по очереди подойти и сделать то же самое. 172 плевка залили всё лицо жертвы монашеского «правосудия». А после её вынули из гроба и заточили в келью под строгий надзор.

Эти факты говорят о том, что монастырь держался не сколько на убеждениях, сколько на страхе и душевных оскорблениях.

Единственный случай ухода из монастыря был разрешён племяннице игуменьи гражданке с. Пильна Егоровой Даше.

Прихожанам в монастырь всегда говорили: «Всякая власть от Бога. Если тебя бьют по левой щеке, подставь и правую».

Играя на чувствах верующих, монашки выдумали дело о «чуде» вокруг умершей в 1908г. игуменьи Ксении и похороненной в склепе под монастырским собором.

Руководящая верхушка монастыря в 1919г. летом решила продемонстрировать плач мёртвой Ксении, используя удобный случай. На колокольне около трубы, которая была соединена со склепом, поселилась сова и каждую ночь издавала свои совиные звуки, которые отдавались в склепе.

На чудо стал сходиться народ. При тщательной проверке и осмотре была обнаружена сова, жившая на колокольне. Сову убили и Ксения перестала «плакать». . так на глазах всего народа был разоблачён монашеский трюк.

К 1920г. монастырь выглядел большим богатым хозяйством, в котором имелось много земли, сотни голов скота, большие запасы хлеба и денег.

Пользуясь нехваткой продовольствия в стране и окрестных сёлах, «святые сёстры» развернули большую спекуляцию хлебом, выматывая последние средства у беднейшего населения.

Ко всем законам и мероприятиям советской власти монахини относились враждебно. На местожительство в монастыре приютили белого царского офицера Леонтьева, который из-за высоких стен обители вёл вместе с монашками подрывную и подстрекательскую работу среди отсталой части населения, организуя вокруг себя кулаков.

В апреле 1920г. кулаки и монахини на территории монастыря организовали против советской власти открытый мятеж. Мятежники зверски убили члена партии, заведующего земельным управлением уезда тов. Фролова, члена партии, представителя губернского земельного управления тов. Китаева, члена Языковского волисполкома тов. Шараськина.

Вся жизнь монастыря была не только центром мракобесия, но и оплотом контрреволюции. А поэтому народные массы с Медяна уничтожили вражеское гнездо навсегда. В 1922г. мятежники были подавлены и монастырь закрыли.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов